Продолжение. Начало здесь.
За воротами небольшой двор, где при сильном желании можно поставить на стоянку с десяток машин. В его конце стоит магазин сувениров с надписью One Love над входом. Идем внутрь, пока еще не совсем понятно, где именно сам дом Боба и где обилечиваться. Вот русские туристы. Узнаем их сразу, еще не слыша речь. Спрашиваю у какого-то человека из местного персонала про оплату входа, покупаю билеты и нас ведут на третий этаж здания, которое стоит тут же, рядом. Оно странное, мне это запоминается, геометрия лестниц, размеры коридоров отличаются. Нас заводят на террасу, откуда хорошо видно парковку, магазинчик, улицу и то скальное образование напротив. Появляется толстый мужик-растаман. Его полнота не обезображивает, она смотрится на нем вполне естественно и даже симпатично. Тяжело представить его стройным, это был бы не он. Это гид и он смешной. К нашей группе присоединяется еще двое иностранцев — молодая пара и мы начинаем. Раста, имя которого тут же забываю начинает медленно, не напрягаясь, никуда не торопясь свое повествование. Понятно, что это не игра, он такой всегда. Вовка сразу начинает колоть и доставать его вопросами-переспросами, но человек ни капли не разражается, его это не задевает. Он рассказывает про историю этого места, про Боба и про скальное образование рядом. Потом читает инструкцию, которая не менее смешная, чем весь его образ. Снова спускаемся вниз, но уже с другой стороны здания, подходим к еще одним воротам. Здесь начинается «резиденция» Марля, это понятно без слов по надписям. Поднимаемся по бетонной дорожке и доходим до маленького домика, который и есть тот самый дом Боба Марля и деревне SevenMiles. Это маленькое бунгало с деревянной одноместной кроватью. Внутри и снаружи все в ярких красках «желто-красно-зеленый» цвет. Смотрится естественно. Гид приятным голосом поет отрывок из песни Боба «IsthisLove» где упоминается эта кровать, как и дом, впрочем:
«I wanna love you and treat you right
I wanna love you every day and every night:
We’ll be together with a roof right over our heads
We’ll share the shelter of my single bed»
Рядом медитационный камень, где Боб курит ганджу, играет на гитаре и медитирует. Тут же, два мавзолея, где лежат один из братьев Боба, мама и он сам. На входе Раста дает очередную инструкцию: «Foto — «no-oooo», Video: » no-oooo», «, Marihuana: «aha-aaaa!». На последней фразе голова качается сверху вниз (кивок) и глаза радостно округляются. Мы ржем и босиком заходим внутрь. С почтением обходим мраморные плиты и выходим наружу. Экскурсия подходит к завершению. Выясняем, что при желании здесь можно остаться на ночь, но наш отель забронирован в Очо Риосе. Начинает уверенно темнеть и мы спешим к парковке. Местные «парковщики» требуют денег, не долго сопротивляемся и отдаем несколько долларов.
До Очо Риоса добираемся не долго не медленно. Едем по второстепенным неосвещенным дорогам, чтобы сократить путь. В самом глухом месте, посреди черной ночи останавливаемся, чтобы справить нужду, размять ноги и немного покурить. Небо звездное, окружение дикое и необычное, нам кажется, что мы на краю света. Хорошо.
Уже стемнело больше часа назад и мы въезжаем в город, где видим KFC, много огней и цивилизацию. Это Очо Риос. Ищем наш отель, он чуть в пригороде. Карта и точный адрес не помогают. Останавливаемся у обочины и я прошу подсказки у местного жителя. Это девушка-секьюрити отеля, у задней стороны которого мы остановились. Адрес ей тоже ни о чем не говорит, прошу позвонить ее по мобильнику, она немного колеблясь набирает номер и нас выезжают встречать. Благодарю девушку, завязывается разговор. На Ямайке в полиции, армии, службах охраны и прочих подобных заведениях женщина не редкость. Эта дамочка в теле, но подтянута. Уверен, что если приложится левой, упаду в глубокий нокдаун. Она спрашивает откуда мы и очень радуется, узнав, что из России. Дело в том, что она изучает русский язык и в доказательство демонстрирует свой рукописный учебник со словами и фразами. Сейчас на Ямайке очень мало русскоговорящих гидов и обслуживающего персонала, но поток русских клиентов пошел. То ли сами местные это понимают, то ли им объясняют понимающие, но во время этого путешествия мы повстречали несколько людей, кто учит вот так русский. Мы смеемся, я желаю ей удачи в этом непростом занятии, тем временем за нами подъезжают.
Едем не очень далеко, но без встречающих пришлось бы туго, хотя дом недалеко от основной дороги. В нашем расположении весь первый этаж гестхауза — дома-гостиницы, который сначала нам кажется виллой. У ямайцев нет врожденного чувства красоты и гармонии, как у балийцев, например, и поэтому часто детали портят картину. Решетки на окнах, не продуманная цветовая гамма, странным образом расставленная мебель и эти вечные пленки на матрасах. Коля на эту тему говорит: «Лежа на такой кровати ощущаешь себя в психбольнице». Я с ним соглашаюсь, поэтому безжалостно сдираю этот полиэтилен. Вечером уже никуда не едем — нет сил. Ужинаем и завтракаем здесь же, меню на заказ. Местный персонал — это на 90% ямайцы-мужчины, готовят вкусно, аккуратно. Они улыбаются, поэтому мы не боимся их.
Утро ясное и доброе. Возвращаемся обратно, проезжаем Очо Риос, центр которого увидели вчера. Едем к водопадам Данс Ривер. В переводе с английского это «Танцующая Река» и это похоже на правду. Большой каскадный водопад, который ступенями стекает вниз, прямо в океан. Основное развлечение здесь это не просто прийти посмотреть сюда и сделать фото, а совершить так называемое восхождение (climbing). Обычно приезжают группами, к каждой прикрепляется один или несколько проводников и в обуви (желательно) вереницей поднимаются по скользким камням от пляжа снизу, наверх. Если идете медленно, то это 30-40 минут, обычный режим. Из наших идет только Вовка, он поднимаемся минут за 20, причем один без помощников. Ничего экстремального нет, просто нужно быть осторожным. Мы тем временем купаемся в океане и делаем фото. Выходим, вытираемся, высыхаем, проходим через традиционный для туристических мест базар сувениров и едем дальше. Заезжаем к пристани, где причаливают огромные круиз-лайнеры. Но сейчас тут нет ни одного. У Прадо пробивает колесо. Мы точно не знаем как ставить домкрат, к нам тут же подбегают несколько местных негров и со знающим видом чуть не продавливают бензобак. Я чуть ли не палкой прогоняю их и мы собственным умом допетриваем, куда упереть подъемник и успешно заменяем колесо. Оставляем ребят в кафешке и едем в шиномонтаж. Колесо вулканизируют заплаткой, примерно так же, как это делают и у нас. Сама мастерская такая типичная гаражная, пропитанная мазутом, маслом и копотью конура на дороге. Дырок оказалось несколько, делают около часа, но успешно в конце концов, к тому же за символическую плату (около 10 долларов).
Едем дальше, на этот раз уходим чуть вглубь острова. Сегодня по программе ботанический сад. Найти SunValleyPlantation не составляет особого труда, но добираемся только далеко после полудня. За то нет других туристов. Это часть старинной плантации сахарного тростника, теперь тут в основном промышляют выращиванием кокосовых пальм и недавно стали активно развивать туризм. Экскурсию проводит сама хозяйка, она доброжелательная и много рассказывает об истории острова, самой себе, этом месте и еще очень много про растения, ямайскую еду. В ее крови индусы, англичане, ирландцы, китайцы, ямайцы — полный винегрет — по ней это видно. Гуляем около часа, пробуем на вкус пунш с ромом. Человек демонстрирует, как можно без специальных приспособлений забраться на пальму и сорвать кокос. Коля тоже пробует, но забирается только на два метра. В завершении нас кормят вкусной едой из сада и угощают прекрасным красным напитком. Заказываем с собой еще целую флягу этой вкуснятины, платим символическую цену за этот тропический праздник и едем дальше.
Порт Антонио ассоциируется у меня с местом, где у богатых ямайцев самые классные дома и виллы. Здесь живут аристократы. Этакий респектабельный район. Архитектура в этом небольшом городке на северном побережье действительно интересная, но какого-то шика заметить не успеваем. Место очень приятное, хоть и захолустное. Точнее — оно вне времени.
В темноте проезжаем огромную городскую бухту и без труда находим наш отель. Он очень приятный, милый и комфортный. В ресторане играет «Waiting In Vain», мы в ритмах регги размещаемся, потом идем ужинать. Хозяин угощает зельем, все становится спокойным и радостным. С нашего третьего этажа потрясающий вид на окрестности, океан вдали и звездное небо. Утром в первый раз пробуем настоящий ямайский завтрак. Один из его ингредиентов — вареный банан, но на самом деле это не банан, он похож на вареный картофель. Едем еще на восток к Голубой Лагуне. Это то самое место, где снималась первая часть одноименного фильма.
Берем моторную лодку с лодочником, катаемся по слега штормящему океану, смотрим на множество красивых, в основном белоснежных вилл на берегу. Потом купаемся в чистой воде Лагуны, прыгаем с дерева, ныряем, фоткаемся. Все счастливы как дети. На этой точке исследование северного побережья Ямайки для нас завершается и мы отправляемся вглубь острова, к подножью Голубых Гор. К 4 часам вечера нас ожидают на внедорожнике возле полицейской станции Мавис Банк, чтобы отвезти в старый дом плантаторов и мы должны успеть к этому времени.
В этом районе остров пересекается с севера на юг двумя основными дорогами, я выбираю ближнюю. Это оказывается самая экстремальная и опасная дорога за все наше приключение. Сначала все идет хорошо, шоссе поднимается выше в горы, великолепные тропические пейзажи, реки, предгорье. Самобытные домики жителей, вот спустилась колонна велосипедистов. Продолжаем подниматься все выше и выше, серпантины становятся все круче, дорога тоже. Перед каждый поворотом я, как ведущий нашей микроколоны из двух автомобилей сбавляю скорость, иногда сигналю и намеренно прижимаюсь к левой стороне дороги. Вдруг на бешенной скорости из-за поворота выскакивает серебристая Королла, я ухожу от столкновения, резко выворачивая руль, следом идущий Прадо избегает удара чудом. 2 сантиметра спасают от ненужных разборок после ДТП. Выходим, смотрим, что все и всё целы, пожимаем друг другу руки и отправляемся дальше. Дорога становится хуже. В один момент я прошу выйти всех из салона минивэна, потому что подъем настолько крут, а дорога узкая, что не уверен, что движок вытянет. Отправляю вперед смотрящих, здесь невозможно разъехаться. На той стороне этого перевала понимаю, что не успеваем к 4 часам на встречу. Останавливаю возле местных в этой глуши, прошу позвонить по телефону и предупредить, что мы задерживаемся. Стало спокойнее. Дальше началось бездорожье и нескончаемые серпантины, при этом красивее этих мест представить сложно. К половине шестого добираемся до Мавис Банка — это название деревни. Раста ожидает нас, ему лет 50, он с яркой банданой на голове, темными очками и с бородкой. Перекидываем вещи в Прадо, он с нами.
Мы знаем, что место, куда сейчас едем очень глухое, там нет электричества. Дом плантаторов 1776 года постройки. Дорога прекращает быть, это только направление, которое нам непонятно. Но водитель Ровера все знает, он работает здесь более тридцати лет. Переезжаем маленькие реки вброд, преодолеваем уклоны в 40 градусов и едем по таким узким дорогам с такой глубокой колеей, что я постоянно беспокоюсь о целостности сзади идущего Прадика. Но он, похоже справляется, причем без труда. Вовка молодец. В горах темнеет быстро и холодает тоже. Не видно не зги, только очертания дороги в свете тусклых фар. Понимаю, что мы забрались очень глубоко и куда бы не приехали сейчас, остаемся. Появились огромные деревья-великаны, рядом с которыми мы муравьи. Вот вывеска WitfielHall — приехали. Все радостные, некоторые хорошо поддатые. Видим здание, похожее на большой сарай. Темнота, звездное небо, подул сильный ветер. Мы поспешили внутрь… (продолжение следует)
Комментарии