Утром, в свете яркого солнца наш огромный горный отель еще прекраснее. Я созваниваюсь через вайбер с близкими в Казани, завтракаем и выезжаем в город. Заезжаем в банк меняем деньги, отстояв небольшую очередь. Подъезжаем к главной церкви Мандевиля, которая совсем рядом с центральной площадью города. Несмотря на утро здесь уже очень оживленно и многолюдно. Фронтальный вход закрыт, мы заходим с задней калитки и пытаемся зайти внутрь храма. Церковь закрыта, но нам встречается пастор, который как раз отъезжает на белом седане по своим делам. Просим помочь и он, несмотря на то, что уже почти уехал, любезно соглашается. Заходим внутрь, здесь величественно, как и во всех католических храмах. Пастор рассказывает про историю города, местные традиции, систему сбора подаяний, проблемы воровства и вандализма — недавно из церкви украли какую-то штуковину из цветного металла. Мы умиротворенно слушаем, потом удовлетворенные выходим наружу и еще немного делаем фото и прохаживаемся. Вокруг церкви старое кладбище, очень много надгробных камней, многие из которых разрушены или упали. Наконец выезжаем из Мандевиля и едем на запад. Сегодня мы доберемся до Негрила.
На подъездах к ромовой фабрике Эплтон Эстейт огромные поля сахарного тростника, мы уже научились понимать, как он выглядит. Вокруг сильно воняет продуктами брожения, вначале по незнанию подъезжаем к производственным воротам. Здесь большими буквами по-английски написано, что это сахарный завод. Похоже мы приехали куда надо, ром – это побочный продукт производства сахара на Ямайке. Находим туристические ворота, здесь уже стоит несколько автобусов и впервые за пять дней видим организованные группы туристов, мы снова возвращаемся в туристическую Ямайку. Встречаем русскую группу, некоторые девушки сильно пьяны, хотя и ведут себя почти пристойно, хотя и цепляются. Оплачиваем билеты и нас присоединяют к ребятам. Русский гид — молодой человек лет 27 — подробно рассказывает про процесс изготовления пиратского рома. Нам показывают все, начиная от механического отжима и получения сиропа с помощью осла и нехитрого приспособления, до склада с бочками с 50-летним ромом на складе и большой выхлопной трубы завода. Я забираю кусок тростника и в итоге привожу его домой (он и сейчас лежит вон там на полке). На выходе покупаем бутылки рома, здесь он несколько дешевле, чем в супермаркете Монтего Бей и точно оригинальный.
День еще высоко, заезжаем на водопады YS Fall. Это очень крутое место, где задерживаемся до самого закрытия. Оставив машину на парковке, садимся в тракторные повозки (типа МТЗ-80 и сзади прицеплено две телеги – этакий кантри-поезд), едем в чащу джунглей. Здесь сувенирный магазин, много колибри, комната переодеваний и каскад водопадов. Поднимаемся выше, здесь можно купаться и прыгать с тарзанки. Ребята видят, что здесь веревочный парк и троллеи, некоторые идут туда, катаются, пролетают над нами. Купаемся и дурачимся в воде и не замечаем, что туристов уже не стало, персонал столпился возле нас и просит, чтобы мы поторопились, потому что последний трактор ожидает только нас. Извиняемся, спешим на парковку и на секундочку заглядываем в сувенирный магазин. Он настолько хорош, что мне составляет большого труда вытащить оттуда Вовку… В Негрил добираемся уже в полной темноте. С некоторым трудом находим наш отель (координата на букинге оказалась неверной), уставшие бросаем вещи, быстро принимаем душ и идем в растаманскую кафешку в двух шагах от отеля. Как же здорово, здесь делают настоящий ямайский джерк! Едим его в окружении зажженных свеч, запиваем Ред Страйпом и поздравляем друг друга с удачным завершением маршрута вокруг всего острова. Тихонько играет регги, в кустах стрекочут сверчки.
Утро жаркое и солнечное. Едем на знаменитый 7-мильный пляж Негрила. Здесь как на картинке, что и говорить. Проводим здесь весь день, пачками едим свежих лобстеров, которые продают за копейки местные рыбаки, купаемся в лазурной воде и океане цвета, который наверное бывает только на Карибах. Мы счастливы и наконец дорвались до заслуженного пляжного безделья. Тут же водные лыжи и прочая развлекуха. Вечером идем в регги-клуб, по заявлению путеводителя Лонли Плэнет – здесь играют лучший регги. Не врут, потому что в этот вечер мы все дружно заходим в этот бар и двигаемся без остановки в ритмах регги, улыбаясь и подпевая (курили далеко не все). За эту неделю мы сильно изменились, но то, что Ямайка уже была внутри нас, стали осознавать только сейчас.
Инерция движения остается сильной и мы не в силах усидеть на одном месте больше двух дней. Через утро отправляемся снова на восток, к Roaring Park River. Нас встречает настоящий дикарь-раста, который постоянно кричит «Джа!! Растафариан!! Паверфул!» — потом это становится гимном нашей группы и даже вернувшись на родину мы подражаем этим вульгарным выкрикам. Идем вслед за ним в пещеру, купаемся в гротах, он рассказывает легенды про Боба Марля и про то, что означает его лозунг. По его мнению «Паферфул» везде вокруг, в каждом дереве и камне, в листьях травы и пении птиц. Его глаза безумны, но он добрый и классный чувак. Мон. На выходе идем купаться на реку, прыгаем с моста. Сюда на пикник приехали местные. Они глядят на нас, мы на них. Мы сейчас в ямайской глуши, но чувствуем себя по соседству с местными вполне комфортно. Привыкли и освоились. Еще в Негриле случайная знакомая — пышногрудая «Анжела Девис» сказала, что сегодня состоится фестиваль в честь легализации марихуаны около наших пещер. Едем туда. Такое количество колоритных растаманов можно было увидеть только здесь. Оказалось, что просто день рождение какого-то известного на Ямайке певца и деятеля. А легализовать они хотят траву всегда и это стандартное требование. Об этом я узнаю, набравшись наглости и спросив об этом полицейского, который стоит тут же, рядом.
Еще был визит в растаманский медитационный центр Негрила, долгий рассказ сухого старика о философии раста, прощальный вечер с музыкой на пляже Негрила, веселый переезд обратно в Мобей, скупка супермаркета там, трогательный прощальный вечер, хитрая упаковка сумок с сувенирами, перелет обратно домой. Но все это как то неважно и стерлось. Осталось то яркое настроение Джа, которое было с нами с первого дня на Ямайке, но я впервые четко осознал его, там в гроте пещер с этим диким растой. Ямайка сильно зацепила. Через ее трагичную историю, яркие цвета, через этих ужасных снаружи но добрых внутри людей, через ритмы регги и айрн-би, через джерк, пиво ред страйп и каждого из ребят, кто был вместе со мной в этом трипе. Мне не жаль было улетать с острова, потому что я точно знал, что вернусь в этот чудесный край вновь вместе со своими близкими и снова исколесю весь остров, чтобы и они почувствовали, что значит Джа.
Шамиль Миннуллин, май-август 2014
Комментарии